Виды полуприцепов
Содержание:
- Конструкция полуприцепа
- Особенности и характеристики полуприцепов
- Основные виды полуприцепов
- Низкорамные тралы
- Высокорамные вездеходы
- Применение полуприцепов
- Преимущества полуприцепов
- Известные торговые марки полуприцепов
Полуприцеп — разновидность прицепа. Его отличие в том, что прицеп не требует опоры, а полуприцеп опирается на выдвижные опоры или сцепное устройство тягача.
В полуприцепе вес перевозимого груза равномерно перераспределяется на оси всего транспортного средства.
Конструкция позволяет увеличить массу перевозимых товаров, тем самым сокращая количество рейсов.
Конструкция полуприцепа
Полуприцепы не способны автономно передвигаться — только с помощью тягача, к которому они присоединяются передней частью.
Соединяется прицеп с тягачом с помощью опорного устройства, вставляемого в седельную систему.
Полуприцеп состоит из нескольких основных узлов.
1. Рама |
Ее конструкция зависит от функциональных задач ТС. Например:
На жесткость рамы влияет и количество поперечных элементов, устанавливаемых между продольными лонжеронами. Чем меньше поперечен, тем менее жесткая рама, меньше вес и лучше ходовые качества транспортного средства. На жесткость конструкции большое влияние оказывает и качество металла рамы. |
2. Платформа |
Это площадка, на которой размещается груз. Платформы могут изготавливаться из различных материалов:
Размеры площадки зависят от габаритов полуприцепа. |
3. Оси |
Количество осей зависит от длины и грузоподъемности транспортного средства. Оси полуприцепа располагаются в задней части, так как передней частью он соединяется с тягачом. Чаще всего встречаются двухосные или трехосные конструкции. У тралов может быть до 8 осей. В отличие от тягача, оси прицепа не имеют привода. Они снабжаются надежными тормозами, способны выдерживать большие нагрузки. |
4. Подвеска |
Во время передвижения выполняет функцию демпфера. Подвески бывают пневматическими и рессорными:
Для перевозки тяжелых грузов лучше выбирать технику с рессорной подвеской. |
5. Механизм сцепки |
Для стыковки с тягачом в передней части полуприцепа имеется опорная площадка со шкворнем, которая ложится на седельную плиту тягача. Шкворень осуществляет фиксацию полуприцепа с тягачом и является осью излома автопоезда при повороте. Таким образом переносится часть массы полуприцепа с грузом на тягач. Каждый из узлов влияет на технические и эксплуатационные характеристики прицепа. |
Полуприцеп может самостоятельно стоять только с помощью выдвижных опорных стоек, принимающих на себя часть веса прицепа и груза.
Особенности и характеристики
Для полуприцепа важны следующие технические характеристики:
Грузоподъемность |
Максимальная грузоподъемность тягача с полуприцепом не должна превышать:
Грузоподъемность тралов с пятью и более осями должна быть не более 38 т. |
Габариты |
Максимально разрешенные размеры:
Длина груза, выступающего за пределы транспортного средства, не должна превышать двух метров. |
Материал кузова и шасси. | Использование при производстве полуприцепов алюминиевых сплавов снижает собственный вес техники, тем самым увеличивая грузоподъемность. |
Тип разгрузки |
В зависимости от перевозимых грузов, выбираются машины самосвального типа или модели с подвижным полом. С разгрузкой сыпучих материалов в одном месте справится самосвал. Вариант с движущимся полом выбирают, если важна частичная выгрузка в разных местах. |
Седельно-сцепное устройство.
Основные виды полуприцепов
Существуют сотни модификаций полуприцепов для транспортирования определенных видов грузов. У них разные виды исполнения платформ, бортов, тормозных систем, устройств крепления груза и т.п.
Бортовые
Открытый полуприцеп, дополненный бортами, или «шаланда». При погрузке и выгрузке борта снимаются или опускаются.
Габариты бортового полуприцепа:
- длина — 13,6 м;
- ширина —2,45 м;
- высота борта — 0,5-0,8 м.
Грузоподъемность составляет до 22 тонн.
На шаланде перевозятся неприхотливые грузы, которым не страшны дождь, снег или лучи палящего солнца: металл, кирпич, ЖБИ, оборудование и пр.
Бортовой полуприцеп.
Полуприцепы с плоской платформой
Прицепные устройства без боковых стенок и крыши. Обладают плоской поверхностью для перевозки сельскохозяйственной и дорожной техники, строительных материалов, прочих крупногабаритных грузов. Отсутствие бортов позволяет перевозить грузы различных форм и размеров. Для фиксации груза используются ремни, крюки.
Плоская платформа.
Автоцистерны
Такие прицепы предназначены для перевозки наливных грузов: воды, молока, патоки, нефти и нефтепродуктов. Представляют собой герметично закрывающиеся емкости с системой заливных и разгрузочных шлюзов и клапанов. Обычно цистерны внутри разделены на секции, снижающие инерцию жидкости внутри емкости. Они оснащаются счетчиками контроля сливаемой жидкости.
Цистерна.
Контейнеровозы
Открытые площадки для перевозки контейнеров.
Стандартные машины приспособлены для размещения одного 40-тонного или двух 20-тонных контейнеров. Платформа оснащается системой фиксации контейнеров. Рама платформы раздвигается в длину и ширину по принципу телескопа. Низкорамные контейнеровозы рассчитаны на установку сухогрузов повышенных габаритов.
Контейнеровоз.
Тентованные
Полуприцепы имеют боковые стенки и крышу из тентовой ткани. Открывание и закрывание тентов обеспечивают роллерные механизмы.
Такие прицепы используются для перевозки товаров, не требующих специальных условий хранения. Это напитки, продукты питания, строительные материалы, мебель и другие грузы.
Тентовый полуприцеп.
Рефрижераторы
Используются для перевозки товаров, сохранность которых требует определенного температурного режима. Это замороженные или скоропортящиеся продукты, медикаменты, цветы. Корпус фуры изготавливается из металла или твердого пластика по технологии производства сэндвич панелей. Внутри прицепа находится холодильный агрегат.
Рефрижератор.
Изотермические фургоны
Устройство такого фургона аналогично конструкции рефрижератора. Отличие — нет холодильной установки. Фургон работает по принципу термоса. Температура перевозимых продуктов поддерживается на определенном уровне длительное время.
Изотермические фургоны используются для перевозки охлажденных и скоропортящихся продуктов на небольшие расстояния.
Самосвальные
Выпускаются двух- и трехосные самосвальные полуприцепы.
Двухосные модели обычно имеют рессорно-балансирную подвеску, а трехосные — пневматическую. Грузоподъемность самосвальных прицепов составляет от 25 до 40 тонн. Они предназначены для перевозки песка, земли, щебня и других сыпучих материалов.
Обычно полуприцепы имеют заднюю или боковую выгрузку. Выпускаются машины с трехсторонней системой саморазгрузки. Для защиты груза кузов прицепа оснащается плотным тентом, который сворачивается в рулон автоматически. Полуприцеп-самосвал.
Цементовозы
Герметичные цистерны вместимостью до 40 м3 из толстой конструкционной стали. Корпус не имеет отдельной рамы и является самонесущим. Грузоподъемность цементовозов — до 29 тонн.
Предназначены для перевозки мелкофракционных сыпучих грузов: цемента, сухих смесей, полимерных гранул, минеральных удобрений и пр.
Пневматическая выгрузка содержимого цистерны выполняется с помощью сжатого воздуха.
Лесовозы
Предназначены для транспортирования пиленых лесоматериалов или бревен, труб и стального профиля.
Имеют крепкую раму и П-образный каркас, позволяющий надежно закрепить груз. Фиксирующие элементы могут быть жестко закрепленными или передвижными. Передвижные фиксаторы удобнее, так как позволяют закрепить материалы любой длины.
По конструкции лесовозы бывают раздвижными (роспуск) или цельнометаллическими (сортиментовоз). Высокая проходимость машин позволяет осуществлять погрузку леса в местах его заготовки.
Сортиментовоз.
Автовозы
Отдельно в модельной линейке тралов стоят автовозы для перевозки легковых и грузовых автомобилей.
Выпускаются различные модели автовозов:
- открытые, закрытые;
- бортовые, тентовые;
- одно- и двухъярусные.
Длина техники может достигать 20 метров, а грузоподъемность — 20 тонн.
Автовозы одновременно транспортируют до восьми легковых автомобилей или три микроавтобуса.
Имеются универсальные модели полуприцепов, легко адаптируемые под определенные грузы, в том числе тяжелые и крупногабаритные.
Автовоз.
Низкорамные тралы
Открытые платформы с небольшим дорожным просветом могут иметь длину до 20 метров, ширину от 2,5 до 3,7 метров. Грузоподъемность при максимальном количестве осей составляет до 93 тонн.
Отличаются низкой высотой платформы. Обычно имеют наклонные рампы для погрузки и выгрузки самоходной техники.
Низкорамные полуприцепы предназначены для перевозки тяжелых крупногабаритных грузов:
- строительных машин;
- специального оборудования;
- габаритных грузов.
Они имеют дополнительные системы опускания и подъема платформы для погрузо-разгрузочных работ.
Трал.
Высокорамные вездеходы
Благодаря высокому дорожному просвету и усиленной механической подвеске они способны преодолевать труднопроходимые трассы, работать в сложных условиях бездорожья.
Высокорамные полуприцепы выпускаются различных моделей, отличающихся грузоподъемностью, длиной и шириной площадки, погрузочной высотой.
Они могут использоваться как для перевозки стандартных товаров, так и негабаритных грузов, техники или оборудования.
Вездеход высокорамный.
Применение полуприцепов
Полуприцепы перевозят:
- контейнеры, автомобили;
- трубы, металлопрокат;
- железобетонные конструкции;
- нефтепродукты, жидкости, сжиженные газы;
- древесину, пиломатериалы;
- строительную технику, оборудование;
- продукты питания, сельскохозяйственные товары;
- сыпучие материалы, зерно, муку.
Для перевозки замороженных товаров и грузов, требующих особых температурных условий, существуют полуприцепы-рефрижераторы и изотермические фургоны.
Преимущества
Полуприцепы используют как при дальних, так и при ближних перевозках благодаря хорошей проходимости и маневренности. Седельная сцепка позволяет устанавливать любой тип прицепа на универсальный тягач.
К достоинствам полуприцепа относятся:
- высокая вместительность;
- большой выбор моделей;
- удобство ремонта и обслуживания;
- экономическая эффективность;
- возможность перевозки товаров с особыми условиями хранения.
Полуприцепы в сцепке с тягачами способны развивать высокую скорость на специально оборудованных трассах. Они позволяют перевозить за один рейс большой объем груза, что уменьшает количество рейсов, экономит время и объем топлива.
Системы защиты, используемые производителями данной техники, обеспечивают высокий уровень безопасности во время грузоперевозок.
Разнообразие платформ, различных надстроек и дополнительной оснастки позволяет решать широчайший спектр задач. В случае поломки тягача полуприцеп можно перевезти другой техникой, без перегрузки товара.
Известные торговые марки полуприцепов
В России распространены самосвальные, бортовые и тентованные полуприцепы, а также автоцистерны. Это модели:
- ТОНАР
- Новтрак
- Hartung
- SteelBear
- НЕФАЗ
- Бецема БЦМ
Несамоходная техника отечественного производства проще в ремонте и обслуживании, адаптирована к российским дорогам, существенно дешевле машин, выпускаемых в Европе и Китае.
Известные китайские марки:
- JAC Yangtian
- Mailong
- Kaishuo
- Wanjun
- CIMC
- Tuoshan
Китайская техника имеет широкую сеть сервисных центров и магазинов запчастей в России.
Популярные европейские полуприцепы:
- Fliegl (Германия)
- Kassbohrer (Германия)
- Kogel (Германия)
- Schmitz Cargobull (Германия)
- Krone (Германия)
- Wielton (Польша);
- Meiller (Германия)
- Goldhofer (Германия)
- Broshuis (Голландия)
Техника европейских производителей выигрывает у российских машин по надежности и комфортабельности.
Смотрите так же
Читать всеОтзывы
Написать отзывПолуприцеп выбирают с учетом следующих критериев:
- особенностей перевозимых грузов (типа, веса, габаритов);
- требования к условиям хранения и перевозки товаров (важность соблюдения температурного режима, защиты от осадков и пр.);
- состояние дорожной сети и расстояние перевозок.
Например, для транспортирования замороженных продуктов нужны рефрижераторы. Для погрузки и разгрузки с помощью грузоподъемной техники нужна открытая платформа или тентовый полуприцеп. Для перевозки сыпучих грузов выбирают самосвальный тип платформы.