{
Круглосуточно и без выходных
Аренда автовышки манипулятора автокрана

в Москве и Московской области от 1250 руб./час

Виды тракторов

Тракторы

Содержание:

  1. Устройство
  2. Особенности трактора
  3. Типы ходовой и виды движителя траткора
  4. Трансмиссия или силовая передача
  5. Виды тракторов по назначению
  6. Классификация
  7. Функционал, оборудование трактора
  8. Популярные торговые марки

Трактор — самоходная машина на колесном или гусеничном ходу, используемая для приведения в действие навесных агрегатов или передвижения прицепных дорожно-строительных, сельскохозяйственных машин или платформ для перевозки грузов.

Тракторы используются в различных сферах благодаря высоким тяговым свойствам, способности работать с широким спектром навесного и прицепного оборудования.

Устройство

Тракторы состоят из различных узлов и механизмов, находящихся между собой в определенном взаимодействии:

  • остова, или несущей системы;
  • ходовой части с колесами и подвеской;
  • двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с системами подачи топлива, смазки и охлаждения;
  • механизма управления и торможения;
  • системы агрегатирования;
  • рабочего и вспомогательного оборудования.

Механизмы управления обеспечивают работу систем поворота, тормозов, ходовой части, поддерживают заданную скорость и направление. К вспомогательному оборудованию относятся приборы освещения, системы отопления, вентиляции, компрессор, лебедка и пр. Компоновка трактора зависит от предполагаемых работ и определяется его назначением.

Общее устройство трактора.

Особенности трактора

К важнейшим характеристиками любого трактора относится мощность, высокие тяговые усилия, удобство обслуживания и ремонта.

Важна эргономичность техники. От условий, в которых находится оператор, управляющий машиной в течение рабочей смены, зависит эффективность использования трактора.

Эксплуатационные свойства трактора зависят и от других показателей:

  • проходимости и маневренности;
  • габаритов и массы;
  • скорости передвижения;
  • клиренса и радиуса прохождения поворотов.

Значимость других показателей зависит от вида выполняемых работ и назначения машины.

Для бульдозеров большое значение имеет мощность. Для тракторов, используемых на пахотных работах, важны тяговые усилия. Техника, работающая в городском хозяйстве, должна обладать хорошей маневренностью. 

 

Использование машины малой мощности на трудоемких работах снижает ресурс техники.

Типы ходовой и виды движителя

Ходовая часть — функциональный узел, предназначенный для преобразования вращательного момента от колес или звездочек (гусеничного трактора) в поступательное движение. Обеспечивает перемещение техники с заданной скоростью.

Ходовая часть трактора состоит из несущей рамы (остова), движителя передних и задних колес или гусениц, моста, подвески.

  • Остов

Представляет собой основание, объединяющее все агрегаты и механизмы трактора в единое целое. Остов колесного трактора бывает рамным, полурамным и безрамным.

  • Движитель

Движителями колесных тракторов являются колеса, гусеничных — ведущие звездочки и гусеницы.

Движители принимают вес всех узлов машины, осуществляют сцепление с дорогой, обеспечивают движение трактора по заданной траектории, изменение направления движения.

Движители бывают трех типов:

  1. колесные, имеют разную колесную форму, размер, числу колес;
  2. гусеничные, обеспечивающие большую площадь сцепления техники с дорогой;
  3. полугусеничные, совмещающие гусеницы и колеса.

Колесные трактора могут иметь один ведущий задний мост с колесной формулой 4×2 или два ведущих моста (передний и задний) с колесной формулой 4×4.

Гусеничная техника обладает повышенной проходимостью, меньшим давлением на дорожное полотно. Она способна передвигаться по труднопроходимым местам в любое время года. Недостаток гусеничных тракторов — в трудоемкости обслуживания и невысокая скорость выполнения работ.

От конструкции движителя зависит торможение, разгон, безопасность движения трактора.

  • Мост

Группа механизмов трансмиссии, обеспечивающая увеличение крутящего момента и передачу его от коробки передач к ведущим колесам или звездочкам трактора. Колесные тракторы могут иметь один задний ведущий мост, или два (задний и передний) ведущих моста. Техника с двумя ведущими мостами имеет повышенную проходимость.

  • Подвеска

Связующее звено между остовом и осями колес. В состав подвески могут входить амортизаторы, торсионы, листовые рессоры, направляющие или гасящие устройства. Упругая подвеска обеспечивает плавность хода трактора, смягчая удары от неровностей дороги.

 
От конструкции ходовой части зависит маневренность, проходимость, плавность хода, устойчивость, тяговая сила и другие технические показатели трактора.

Гусеничный трактор.

Трансмиссия или силовая передача

Представляет собой совокупность механизмов, предназначенных для передачи вращающего момента от двигателя на ходовую часть и вспомогательные механизмы.

В тракторах используется трансмиссия различных типов:

  • Механическая ступенчатая

Состоит из коробки передач, сцепления и ведущего моста, соединенных между собой карданной передачей. Она может комплектоваться редуктором, увеличивающим число передач, раздаточной коробкой, увеличителем крутящего момента и пр. К недостаткам ступенчатой силовой передачи относится невозможность плавной регулировки скорости и тягового усилия трактора.                          Схема ступенчатой механической трансмиссии.

На рисунке приведена схема трансмиссии колесного трактора с задним ведущим мостом. Крутящий момент двигателя (1) через сцепление (2), коробку передач (3), главную передачу (4), дифференциал (5) передается к конечным (бортовым) передачам (6) и ведущим колесам (7). Отбор мощности двигателя для привода осуществляется от вала отбора мощности (8).

  • Механические бесступенчатые

Входящая в состав трансмиссии (вариатора) коробка передач позволяет выбирать диапазон скоростей и плавно регулировать скорость агрегата. Такие трансмиссии применяются на специализированных тракторах и сельскохозяйственных комбайнах, созданных на базе тракторов. Минус бесступенчатых трансмиссий - малый крутящий момент и быстрый износ основных узлов.

  • Электромеханическая

Сочетает в себе электрическую и механическую передачу. Механическая часть обеспечивает работу фрикционной муфты, редуктора, карданного вала, заднего моста, конечной передачи. Электрическая передача включает в себя силовой генератор, кабели, тяговый электродвигатель, систему управления.

В электромеханических трансмиссиях механическая энергия двигателя внутреннего сгорания преобразуется в электрическую через генератор, питающий тяговые электродвигатели, передающие мощность через ведущие мосты на ход машины.

Тракторы с электромеханической силовой передачей отличаются более низким расходом топлива.

Отсутствие рабочей жидкости и элементов трения позволяет значительно снизить себестоимость и межсервисный интервал обслуживания техники.

  • Электрическая

В электрической трансмиссии механическая энергия двигателя вначале преобразуется в электрическую. Затем крутящий момент двигателя преобразуется обратно в механическую энергию, передаваемую ведущим колесам трактора.

К недостаткам электрической передачи относится опасность поражения электрическим током. Кроме того, чтобы обеспечить работу трактора в широком диапазоне тяговых усилий без механической силовой передачи, требуется тяжелый и мощный электродвигатель.

  • Гидрообъемная

Состоит из гидродвигателя и гидронасоса, соединенных между собой трубопроводом. Гидравлические объемные трансмиссии работают за счет передачи энергии давлением жидкости. Вращаемый двигателем гидронасос преобразует крутящий момент в силовой гидравлический поток, приводящий в движение ходовую часть.

Преимущества гидрообъемной трансмиссии в компактности, возможности реверсирования хода без дополнительных устройств и бесступенчатого регулирования скорости. Недостаток — в сложности устройства и зависимости от климатических условий.

  • Гидромеханическая

Представляет собой гидротрансформатор, преобразующий крутящий момент посредством кинетической энергии, циркулирующей в замкнутом контуре рабочей жидкости (масла).

Гидротрансформатор позволяет максимально использовать мощность двигателя, бесступенчато регулировать скорости в широком диапазоне, облегчает трогание с места, быстрый разгон, предотвращает остановку двигателя при перегрузках.

Схемы электрической (а) и электромеханической (б) трансмиссий. 1 - двигатель; 2 - генератор; 3 - электродвигатель.

 

Виды тракторов по назначению

В зависимости от выполняемых работ различают следующие виды техники:

Промышленные

К промышленным агрегатам относятся бульдозеры, экскаваторы, трубоукладчики, тягачи. Машины комплектуются навесным оборудованием и противовесами, уравновешивающими смещенный центр тяжести. Техника используется в дорожном и гражданском строительстве, коммунальном хозяйстве и т. д.

Промышленный трактор.

Сельскохозяйственные

В зависимости от видов выполняемых работ сельскохозяйственные трактора делятся на:

  • общего назначения, для выполнения работ в растениеводстве и животноводстве, не связанных с вспашкой и возделыванием пропашных культур;
  • пропашную технику, предназначенную для выполнения вспашки, боронования, посева и сбора сельскохозяйственных культур;
  • специализированные для возделывания определенных сельскохозяйственных культур (чая, риса, хмеля, хлопка и пр.).

Кроме того, существуют сельскохозяйственные трактора, предназначенные для погрузочных и внутрихозяйственных работ.

Сельскохозяйственная техника.

Лесные или трелевочные

Трактора отличаются большой опорной площадью, уменьшающей воздействие на грунт. Подходят для передвижения по пересеченной местности.

Предназначены для доставки срубленных деревьев к месту погрузки. На тракторы устанавливается навесное оборудование для захвата древесины.

Трелевочный трактор.

 

Армейские

Современные армейские трактора отличаются высокой тяговой силой, повышенной скоростью и проходимостью, надёжной защитой, возможностью использовать различное навесное оборудование. Применяются для перемещения армейских орудий и прочих устройств военного назначения в зоне боевых действий.

Армейская техника.

Классификация

Трактора классифицируются по различным параметрам.

По типу двигателя

  • Дизельные — самый распространенный тип в силу высокой эффективности, экономичности и долговечности. При этом они дороже в эксплуатации и техническом обслуживании, эффективность их работы падает при пониженных температурах.
  • Бензиновые машины дешевле дизельных, могут работать в условиях экстремально низких температур, но отличаются меньшей производительностью.
  • Тракторы с газовыми двигателями экономичны в эксплуатации, экологичны, но менее безопасны и требуют установки специального оборудования.
  • Машины с электрическими двигателями максимально тихие, экономичные и экологически чистые, благодаря отсутствию выбросов. Однако такая техника требует постоянной подзарядки и не подходит для работы в малоразвитых и удаленных районах.

Тракторы с гибридными двигателями объединяют в себе преимущества двигателей внутреннего сгорания и электрических двигателей, но также требуют определенной инфраструктуры.

По тяговому классу

Показатель характеризует тяговую способность машины, сформированную передаточным числом трансмиссии и мощностью двигателя.

Таблица 1. Соотношение тягового класса с тяговыми усилиями.

Тяговый класс

Тяговое усилие, кН

Назначение техники

0,2

1,8 – 5,4

Работы в теплицах, личных подсобных и фермерских хозяйствах.

0,6

5,4 – 8,1

Предпосевная и междурядная обработка, посев, посадка, уход за овощными культурами.

0,9

8,1 –12,6

Вспашные работы, уборка сена, городское хозяйство, погрузо-разгрузочные работы.

1,4

12,6 – 18

Уборка и возделывание технических культур, вспашка, боронование, перевозка грузов.

2

18 – 27

Выполнение сельскохозяйственных и промышленных работ средней энергоемкости.

3

27 – 36

Транспортные, погрузо-разгрузочные работы, разработка грунта, обработка почвы.

4

36 – 45

Выполнение энергоемких работ, снегозадержание, транспортировка.

5

45 – 54

Вспашка, культивация и посев полей большой площади, транспортирование тяжелых грузов.

6

54 – 72

Мелиоративные работы, разработка полезных ископаемых в карьерах, трелевка леса.

7-8

72 – 108

Вскрышные работы, горнодобыча, буксировка массивных грузов по дорогам и бездорожью.

 
Номинальный тяговый класс регламентируется ГОСТ 27021-86. Показывает эффективность силового агрегата и КПД техники.

По устройству остова

Остов трактора бывает рамным, полурамным, безрамным, однокорпусным и секционным, с шарнирно соединенным механизмом.

  • Рамный представляет собой сварную металлоконструкцию из двух продольных брусьев — лонжеронов и связывающих их поперечных перемычек. На раму устанавливается кабина, двигатель, подвеска и кузов.
  • Полурамный — состоит из двух коротких брусьев, связанных двумя поперечными в передней части трактора и соединенным с ним трансмиссионным механизмом.
  • Безрамные представляют собой конструкцию из соединенных между собой отдельных механизмов. Такая конструкция отличается лучшей подвижностью.

Несущая система остова объединяет между собой все основные элементы агрегата.

Функционал, оборудование

Прицепное и навесное оборудование способно расширить функционал и технические возможности трактора.

Для выполнения специализированных задач достаточно приобрести одну машину и необходимые дополнительные агрегаты:

  • бульдозерные ножи, отвалы, экскаваторные ковши, бетоноломы, погрузчики, манипуляторы для выполнения строительных и производственных работ;
  • щетки, мини-косилки, пескоразбрасыватели, снегоочистители для служб ЖКХ;
  • культиваторы, плуги, косилки, бороны, сеялки для сельскохозяйственной техники;
  • прицепы для транспортировки грузов.

Для каждой сферы деятельности используются свои специфичные агрегаты.

Виды навесного оборудования.

Популярные торговые марки

Сегодня рынок техники насыщен тракторами различных отечественных и зарубежных брендов.

Среди популярных брендов:

  • МТЗ — Минского тракторного завода;
  • Кировец — Петербургского тракторного завода;
  • БТЗ — модельный ряд Брянского производителя;
  • ДТ — Алтайского тракторного завода;
  • YTO — китайская модель YTO International, LTD;
  • ZOOMLION RS — бренд китайского производителя «Зумлион Хэви Индустри Рус»;
  • CATERPILLAR —техника одноименного европейского бренда;
  • Massey Ferguson— бренд крупнейшего американского производителя Massey Ferguson Limited.

Современные тракторы производителей из России, Беларуси, Китая по своим техническим характеристикам не уступают машинам ведущих европейских или американских брендов.

Смотрите так же

Читать все
Бульдозеры
Бульдозеры
Бульдозер относится к самоходной дорожно-строительной технике.
Тягачи
Тягачи
Тягач представляет собой самоходную грузовую машину на колесном, гусеничном или…
Виды полуприцепов
Виды полуприцепов
Полуприцеп — разновидность прицепа. Его отличие в том, что прицеп не требует опоры, а…
Автогрейдеры (грейдеры)
Автогрейдеры (грейдеры)
Автогрейдеры — самоходные машины для планировки территории, выравнивания оснований,…
Чем отличается прицепное оборудование от навесного?
Чем отличается прицепное оборудование от навесного?
Ответ:

Навесное оборудование монтируется на специальные крепления как спереди, так и сзади трактора. Для выполнения своих функций используется крутящий момент от двигателя.

Прицепное — располагается сзади машины и использует только тяговые усилия техники.

При выборе специализированного оборудования следует учитывать тяговый класс, габариты и другие конструктивные особенности машины.