Ломовозы

Содержание:
- Назначение спецтехники
- Особенности ломовозов
- Технические характеристики
- Конструктивные особенности
- Виды современных манипуляторов
- Принцип работы
- Разновидности шасси
- Как выбрать
Ломовозы — специализированные транспортные средства для погрузки, разгрузки, транспортировки лома чёрного и цветного металла и сплавов.
Машины имеют усиленный кузов или грузовую платформу для установки контейнеров. Оснащается техника манипуляторами с захватными приспособлениями и прочими дополнительными опциями.
Назначение спецтехники
Назначение специальных машин — транспортировка металлического лома.
Современные ломовозы относятся к категории многофункциональной техники и используются для выполнения широкого спектра задач в различных отраслях:
- металлургические предприятия;
- объекты промышленного назначения;
- лесозаготовки;
- коммунальное хозяйство.
Широкое распространение техника получила в строительной сфере, для перевозки различных длинномерных и габаритных грузов, кирпича и прочих строительных материалов в поддонах.
Машины применяются для транспортировки крупногабаритного мусора, вывоза снега.
Ломовозы востребованы в заводских цехах и прочих местах, где невозможно разместить отдельно грузовой автомобиль и крановый погрузчик.
При наличии грейфера машины способны транспортировать металлические гаражи, бытовки, крупногабаритное промышленное оборудование.
Погрузка металла.
Особенности ломовозов
Ключевой плюс машин для перевозки металла в том, что они могут перевозить большой объем крупногабаритного груза за один раз.
Техника отличается прочным устойчивым кузовом, установленным на автомобильное шасси, и эффективным манипулятором.
Кузов и манипулятор монтируются на надрамники, передающие нагрузку от перевозимых материалов на шасси транспортного средства.
По всему периметру надрамники усиливаются лонжеронами из гнутой профильной трубы.
Эффективность использования грузовой спецтехники зависит от оснащения дополнительными опциями, в том числе:
- системой закрывания кузова и груза;
- гидроцилиндром подъема кузова;
- сцепным устройством для буксировки прицепа;
- различными грейферными захватами.
Комплектация ломовозов может дополнительно включать прицепы или полуприцепы.
Технические характеристики
К основным характеристикам спецтехники для перевозки металла относятся:
- механическая прочность и объем кузова;
- универсальность и грузоподъемность;
- производительность и эффективность;
- мощность силовой установки;
- колесная формула и скорость перемещения;
- хорошая маневренность в стесненных условиях.
Усиленный кузов ломовоза должен выдерживать нагрузки от давления разных по габаритам и весу фрагментов металлического лома. Вместительность кузова должна обеспечивать оптимальную загрузку. При разгрузке кузов должен легко очищаться.
Манипулятор должен легко захватывать объемные металлические конструкции и твердые отходы.
Конструктивные особенности
В зависимости от грузоподъемности, ломовозы бывают:
- легкие — для погрузки и транспортирования грузов весом до 5 тонн;
- средние — от 5 до 10 тонн;
- тяжелые — более 10 тонн.
В зависимости от модели, техника может перевозить до 35 тонн различных типов металлического лома.
Грузовая платформа и шасси должны обладать высокой прочностью, чтобы справляться с давлением груза, механическими и статическими нагрузками.
Кузов
Борта машины изготавливаются из толстолистовой легированной немагнитной стали толщиной не менее 4 мм. Кузов усиливается швеллерами, выполняющими функции ребер жесткости. Платформа самосвальной конструкции изготавливается из стали и сплавов премиум-класса, толщиной 6-8 мм, сбалансированной по массе и прочности.
Для выгрузки машины техника оснащается поворотными механизмами, способными наклонять рабочую платформу до 50 градусов, для выгрузки металла по склизу. Опрокидыватели платформы бывают с задней или боковой выгрузкой.
Основание кузова имеет стабилизаторы и кронштейны, препятствующие скручиванию, продольному и поперечному смещению относительно рамы.
Сбоку и сзади имеются распашные створки с запорными механизмами. Для сервисного и технического обслуживания кузов оснащается лестницей, опорными поручнями. Тягачи высокой мощности комплектуются прицепами или полуприцепами, имеющими схожую с основной платформой конструкцию.
Полуприцеп для ломовоза.
Гидравлическая установка
Стационарные установки позволяют выполнять погрузку и разгрузку металла без использования дополнительной техники: экскаваторов, погрузчиков, перегружателей.
Установка оснащается высокопроизводительным насосом и гидравлическим распределителем, ротатором или пяти- или шестилепестковым захватом грейферного типа. Для работы с сыпучими материалами может использоваться челюстной захват.
Установка функционирует по принципу грейферной стрелы и может двигаться в трех плоскостях, осуществляя захват груза из самых отдаленных мест кузова.
Гидравлическая установка приводит в движение и опрокидыватель кузова самосвального типа с телескопическим гидроцилиндром.
Крановый манипулятор
Для погрузки и разгрузки лома техника оснащается манипуляторами, размещаемыми по задней кромке основного шасси либо непосредственно над кабиной.
При заднем размещении кранового манипулятора возможна одновременная загрузка основной платформы и прицепа или полуприцепа.
Устройства могут оснащаться выдвижной стрелой с вылетом до 9 метров, что позволяет захватывать металл в самых дальних углах кузова. Складываться стрелы могут в продольном направлении либо зигзагообразно.
Предельная грузоподъемность манипулятора зависит от величины вылета и угла наклона стрелы и составляет 4-5 т. При максимальном вылете стрелы грузоподъемность — не менее 1,5 т.
Грузозахватные приспособления манипуляторов бывают:
- грейферными;
- крюковыми;
- электромагнитными.
Каждое из приспособлений обладает своими преимуществами и недостатками.
Грейферные лепестковые захваты — самый удобный и эффективный вариант. Широко используется для погрузки крупногабаритных и длинномерных изделий.
Крюковые захваты используются редко. Они не подходят для погрузки мелких деталей.
Электромагнитные — универсальные захватные приспособления. Отличаются повышенными требованиями к емкости аккумуляторных батарей.
Тягачи высокой мощности комплектуются прицепами или полуприцепами.
Для облегчения выгрузки металла ломовозы оснащаются опрокидывателями платформы и поворотными приспособлениями, позволяющими наклонять платформу на 40-50 градусов.
Ломовозы устанавливаются на специальные шасси, оборудованные антиопрокидывающими механизмами, включающими не менее трех пар колес.
Многолепестковый грейферный захват.
Виды современных манипуляторов
- Гидроманипуляторы
Отличаются малым весом, простотой работы и удобством обслуживания. Размещаются на транспорте легкого типа.
При высокой маневренности грузоподъемность техники не превышает 7 тонн.
- Гидравлические КМУ
Современные высокофункциональные устройства, оснащенные одноколенной стрелой, складывающейся продольно или зигзагообразно.
Монтируются на машины повышенной грузоподъемности. Техника способна выполнять работы в сложных условиях и труднодоступных местах.
- Манипулятор-металловоз
Оснащен прочным кузовом с высокими бортами и грейферным захватом. Предназначен для загрузки и транспортировки различного металла. Манипуляторная установка может располагаться в задней части кузова либо сразу за кабиной.
- Самосвал с КМУ
Подходит для транспортировки сыпучих грузов. Разгрузка автомобиля может осуществляться по обе стороны параллельно автомобильной оси и назад.
Принцип работы
Ломовоз может обслуживать один человек, выполняющий функции водителя и оператора кранового манипулятора.
Погрузка и разгрузка металлических отходов имеют свою специфику. Спецтехника отличается прочностью, устойчивостью и специфическими особенностями.
Погрузка металлолома может быть верхней или горизонтальной.
- Верхняя загрузка — наиболее удобна и популярна. Она применяется на металлургических предприятиях, полигонах или открытых площадках.
- Горизонтальная загрузка — доступна для полуприцепов с подвижным полом. Она бывает единственно возможной в стесненных условиях.
При горизонтальной загрузке металлические детали помещаются на край кузова, включается реверс. Груз за счет реверсивной работы планок пола передвигается к противоположному борту кузова до полной загрузки машины.
Выгрузка автомобилей с автоматизированной системой подвижного пола осуществляется быстро и предельно комфортно. Водитель открывает полностью створки кузова, движение пола включается с пульта.Схема ломовоза
Разновидности шасси
Шасси включает в себя узлы ходовой части, трансмиссию, механизмы управления, размещенные на общей раме, и отвечает за маневренность и грузоподъемность техники.
На раму шасси устанавливаются двигатель, кузов и прочие агрегаты.
Движение автомобиля обеспечивают передние и задние мосты, передающие крутящие моменты на колеса.
Отличается:
- высокой производительностью;
- повышенной прочностью конструкции;
- хорошей проходимостью даже в условиях бездорожья;
- маневренностью, возможностью работы в стесненных условиях;
- недорогим техническим обслуживанием и доступностью запасных частей.
Техника адаптирована к условиям эксплуатации в России.
Популярные шасси
Самыми популярными брендами шасси являются КАМАЗ, МАЗ, Урал.
Спецтехника разных производителей не имеет существенных конструктивных различий. Отличия касаются технических характеристик и наличия дополнительных возможностей:
- Ломовоз от КАМАЗ относится к многофункциональной технике и может использоваться для широкого спектра задач. К основным особенностям автомобиля относятся высокая производительность, надежность, долговечность. Благодаря продуманной конструкции и высоким эксплуатационным качествам техника на шасси КАМАЗ отлично подходит для транспортировки металлического лома.
- Металловозы на шасси МАЗ имеют колесную базу 6×4 и емкость кузова 20 - 35 м3. Техника отличается качеством и надежностью. Машины способны перевозить за один рейс до 16 тонн груза со скоростью более 100 км/час. Самосвальный механизм опрокидывания рабочей платформы обеспечивает боковую или фронтальную разгрузку.
- Ломовозы на шасси УРАЛ с колесной формулой 6×6 и емкостью кузова 18-24 м3. Обладают хорошими ходовыми качествами, высокой проходимостью и маневренностью. Имеют большой межремонтный ресурс.
Откидные конструкции бортов имеют комбинированный привод: верхняя створка открывается под действием собственного веса, нижняя — при помощи гидропривода.
Ломовоз на шасси КАМАЗ.
Таблица 1. Сравнительные характеристики наиболее популярных марок металловозов.
Шасси |
Колесная формула |
Объем кузова, м3 |
Вылет стрелы, м |
Г/подъемность, тонн |
Двигатель л/с |
КАМАЗ-65115 |
6×6 |
36 |
7,4 |
13 |
400 |
КАМАЗ -43118 |
6×6 |
28 |
7,4 |
6,1 |
240 |
МАЗ-6312 |
6×4 |
49 |
7,8 |
20 |
400 |
МАЗ-6303А5 |
6×4 |
28,5 |
7,8 |
14,7 |
330 |
Урал-4320 |
6×6 |
18-24 |
8 |
15 |
240 |
Урал-5557 |
6×6 |
17,5 |
8 |
11,5 |
240 |
Машины отечественных производителей адаптированы к суровым климатическим условиям России. Для эксплуатации в особо трудных условиях ломовозы могут устанавливаться на шасси КрАЗ.
Ломовозы на базе шасси европейских автомобилей используются не так широко. Зарубежная техника более дорогая в техническом обслуживании. Ее сложно эксплуатировать в неблагоприятных условиях.
Как выбрать
Пункты переработки металла рассредоточены по регионам, поэтому при выборе спецтехники следует учитывать расстояния, объем груза и интенсивность перевозок. Основные критерии выбора ломовоза:
- Тип кузова
Самосвальный либо распашной. Если работы нужно выполнять максимально быстро, в стесненных условиях, подойдет модель с подвижным реверсивным полом.
Верхняя погрузка предпочтительнее для перевозки разноплановых грузов, когда к месту переработки доставляется лом, а обратно везется готовая продукция.
- Объем
Вместимость кузова зависит от планируемого объема и вида перевозимых грузов, частоты и количества рейсов.
- Размер платформы
Зависит от габаритов транспортируемых материалов.
- Функциональность
Для использования спецтехники на производственных предприятиях, стройках, в коммунальном хозяйстве подойдут многофункциональные самосвалы, пригодные для перевозки насыпных грузов, материалов на поддонах, лесоматериалов.
- Материал кузова
При использовании электромагнитных захватов для погрузки металла кузов должен изготавливаться из антимагнитной стали, чтобы магниты захвата не притягивались к кузову. Пол самосвала должен иметь утолщенное дно из прочной легированной стали толщиной 8 мм.
- Тип шасси
От мощности двигателя, грузоподъемности, количества осей и ступеней в КПП зависит эффективность работы техники в сцепке с прицепом.
Металловоз с разгрузкой на две стороны.
Вопросы и ответы
Для чего нужны ломовозы?
Ломовозы предназначены для погрузки, разгрузки, перемещения и перевозки различных видов металлических отходов.
Чем должен оснащаться ломовоз?
Комплектация спецтехники может включать установленные на грузовой платформе манипуляторы, грейферы, цельнометаллические контейнеры для лома, прицепы, полуприцепы, устройства для закрывания кузова.
На что нужно обращать внимание при выборе машины для транспортировки и погрузки металла?
К основным критериям выбора относятся:
- вместительность и устойчивость;
- маневренность и проходимость;
- грузоподъемность и универсальность;
- материал, из которого изготовлены платформы и борты.
Смотрите так же
Читать все



Отзывы
Написать отзывКомплектация спецтехники может включать установленные на грузовой платформе манипуляторы, грейферы, цельнометаллические контейнеры для лома, прицепы, полуприцепы, устройства для закрывания кузова.